Как ухаживать за лошадью тяжеловоз?

Лошадь тяжеловоз – это коренастое, крупное животное с толстой шеей. И пусть они не так грациозны, как спортивные скакуны, пользы от них в хозяйстве куда больше.

Настоящий тяжеловоз готов оказать фермеру помощь в перевозке грузов, пахотных работах, поездках на охоту и не только. Старательные селекционеры со всего мира многие годы выводили идеального помощника для фермера.

Лошадь-тяжеловоз: виды тяжелоупряжных лошадей, содержание

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Это привело к тому, что из 250 видов лошадей 40 считается тяговыми.

История появления тяжеловозов

Человек уже очень давно понял, что лошадь – это не только вкусное мясо, но и незаменимый помощник в быту. Издавна скакуны помогали преодолевать большие расстояния за короткий срок, они участвовали в битвах и парадах, принося своим владельцам деньги и славу. Но были и лошади, которые не имели наград. Работа тяжеловозов не премировалась, но очень ценилась.

Первое упоминание о таких лошадях было задокументировано еще в Средние Века. Массивные кони изначально выполняли роль транспорта в долгих рыцарских походах. Им приходилось носить на себе рыцаря в тяжелых латах и с оружием.

С такой задачей простые скакуны не справлялись и могли погибнуть уже на второй день похода. Связано это с тем, что амуниция рыцаря могла весить до 50 кг. Некоторые наездники наряжали в доспехи и лошадь, чтобы она была защищена во время сражения.

О том, какие породы стали основоположниками вида, информация в летописях не сохранилась. Общепринятым считается мнение, что французские першероны, английские шайры и брабансоны из Бельгии стали наследниками боевых лошадей рыцарской эпохи.

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней. Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее. Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп – задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи – хорошие способности к размножению.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Советский тяжеловозный конь

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см.

Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением. Эти качества сделали «Советов» незаменимым помощником колхозов во время проблем с процессом механизации сельского хозяйства. Кроме того, кобылы этой породы способны давать много молока.

Владимирская тяжеловозная

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Владимирская тяжеловозная порода стала потомком скрещивания Лорда Джеймса, Глен Албина и Бордер Бренд. Официально новый селекционный вид был зарегистрирован в 1947 году, но активно использовался еще до начала Второй Мировой войны. Высота особи достигает 170 см, длина тела доходит до 175 см. Породе свойственны скороспелость, добрый нрав и высокие способности к продолжению рода.

Австралийская тяжеловозная

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ.

Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды.

Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Брабансон

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Брабансон – классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов.

Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см.

Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Читайте также:  Как произвести откорм свиней?

Булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы.

Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг.

В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Ирландские тяжеловозы

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей.

На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках. Экстерьер «ирландца» отличается ровной осанкой, прямую спину и округлый круп с высоко размещенным хвостом. Рост жеребца в холке достигает 167 см, а кобыл – 160 см.

Першерон

Першерон – рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы.

Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными.

Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Шайр

Шайр – наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро.

Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их – задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы. Их рост в холке достигает 180 см. Такие великаны отличаются спокойным нравом и покладистостью.

Благодаря этим качествам Шайров часто используют для селекции новых пород, чтобы получить спокойных жеребят.

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 – 8 часов в сутки.

За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки.

Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

Время               Действия

7:00 Подъем и уборка лошадей
8:00 Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00 Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00 Продолжение рабочего дня
17:00 Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00 Загон в стойло

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

  • Кобыла на выпасе с жеребенком
  • Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:
  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км.

Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Чем кормить тяжеловозов

Рацион тяжелоупряжных лошадей отличается повышенным процентом содержания грубых и сочных кормов. Рацион взрослой особи должен в себя включать:

Состав                                                                                                               Процентное содержание

Концентрированный корм (овес и прочие зерновые культуры) 25%
Грубые корма (солома) 40%
Сочные корма (силос, свекла, картофель) 35%

Примерный рацион лошади

Предназначение                    Вид работы                                     Сено Овес          Ржаная соломенная резка         Дробленое льняное семя

Верховая лошадь Умеренная / усиленная работа 3 кг 4,5 / 6 кг 0,5 кг До 1 кг
Рабочая сельская лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 6 / 8 кг 0,7 кг До 1 кг
Возовая лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 9 кг 0,7 кг До 1 кг

Если лошади содержатся на выпасе, а их основным продуктом питания является трава, животных необходимо докармливать концентрированными кормами. Чтобы они получали необходимые вещества для развития мышечной массы. Если пастбище не богато травой, лошадей рекомендуется дополнительно подкармливать скошенной травой даже в летний период.

Читайте также:  Как кормить венгерскую мангалицу?

За несколько веков разведения человеком лошадей история увидела несколько сотен пород. Наиболее полезными из них в хозяйстве оказались тяжеловесы. Сначала они помогали вспахивать поля, затем принимали участие в битвах и крестовых походах, а после и вовсе стали участниками мировых воин.

Знатные лорды использовали тяжеловесов для охоты, рыцари седлали их в мощной и тяжелой броне. Более современные заводчики тяжеловозных лошадей приспособили вид для участия в соревнованиях и выступления в цирках.

Всего этого помогли достичь селекционеры, которые уже сотни лет трудятся над универсальной породой, способной одновременно работать на ферме, показывать свою красоту на конкурсах и служить транспортом.

Источник: http://fermer-expert.ru/loshad-tyazhelovoz-vidy-tyazheloupryazhnyx-loshadej-soderzhanie/

Лошадиная сила: самая верная спутница прирученная человеком

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Доброго вам дня, мой друг. Сегодня я расскажу вам о том, как была приручена человеком самая верная лошадиная сила, не та, что является внесистемной единицей измерения мощности, а самая настоящая и живая спутница в его поездках и путешествиях.

Произошло это в незапамятные времена, а благотворные последствия замечательного события — приручения лошади настолько велики, что ощущаются и по сию пору.

Не дав человеку крылья для полета, небесный создатель даровал ему статное и красивое животное лошадь, способное перемещаться с быстротой молнии.

Согласитесь, что, значение лошади в истории человечества невозможно переоценить. Видимо поэтому в разное время люди слагали многочисленные гимны коню.

В древние времена хорошие породистые лошади составляли огромную гордость областей и целых стран.

Единственное транспортное средство

Во многих очень обширных районах земного шара домашняя лошадь на протяжении веков оставалась, по существу, единственным транспортным средством: ведь пар и электричество были человеком поставлены на службу сравнительно недавно, а другие транспортные животные могли иметь лишь ограниченное применение.

Кони перевозили людей и грузы на огромные расстояния; для кочевников конная повозка была часто единственным домом. Прирученная лошадь дала людям безграничную власть над неизведанными и бескрайними просторами земли.

Вспомним еще великое переселение народов, наложившие неизгладимый отпечаток на всю историю освоения нашей планеты.

Вспомним роль коня в крестьянском хозяйстве и в военном деле — и ясно станет, какую услугу оказал человеку один из самых верных и полезных его спутников.

Древнейший вид связи – почтовая лошадь

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на ферме

Без коня немыслимо было бы и рождение почты, этого древнейшего вида связи. Эстафетная почта на лошадях применялась еще в древних:

  • Персии и Греции,
  • Египте и Римской империи.

Так называемая ямская гоньба была создана в XIII веке и в России.

Три столетия спустя, для обширной сети станций-ямов, где едущие путники меняли почтовых лошадей, был учрежден ямской приказ XVIII века переименованный в почтовый департамент.

Для всех этих разнообразнейших нужд надо было располагать немалым поголовьем лошадей. В 1866 году, к примеру, Россия имела их около 9,5 миллиона — в среднем по одной лошади на четырех жителей!

Жизнь лошадей на железной дороге

Давно известно, что железнодорожные рельсы появились раньше паровоза. Эти железные дороги (поэт Генрих Гейне провозгласил, что они «убили пространство»), построенные в последней трети XVIII века в Европе, работали на конной тяге.

В России такая рельсовая дорога была построена на Алтае и, подобно другим, имела сугубо производственное назначение. Впрочем, и с появлением паровозов рабочая лошадь далеко не сразу «сошла с рельсов».

После открытия дороги на участке Петербург—Царское Село первые поезда только по праздникам ходили с паровой тягой, а в остальные дни — с конной. И так продолжалось с ноября 1836 года по апрель 1838-го.

В городах же вплоть до самой Октябрьской революции преобладала так называемая конка — конно-железная дорога для перевозки пассажиров, о рождении которой газета Голос в свое время известила в следующих лестных выражениях:

  • Легко и быстро,
  • красиво и чисто,
  • любо посмотреть,
  • прекрасное и полезное предприятие,
  • от души желаем успеха.

Вряд ли в данном случае газетная заметка преследовала чисто рекламные цели. И без того каждому ясны были преимущества конки перед извозчичьей пролеткой. И привыкать было, собственно, не к чему: там конь, и здесь конь. А вот первые путешествия на поездах, имеющих паровую тягу, в рекламе нуждались.

Поначалу железный паровоз отпугивал недоверчивых пассажиров настолько, что после открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом администрация железной дороги для привлечения пассажиров целых трое суток возила всех желающих… бесплатно.

Пар паром, а лошадь продолжала жить на железной дороге, но уже в качестве наиболее близкой и понятной метафоры. Паровоз под бойким пером журналистов изображался как огненный конь, который пышет белым облаком пара.

Лошадь тяжеловоз - незаменимых помощник на фермеДа, нелегко, знать, было расставаться вдруг со старыми, веками складывавшимися представлениями и традициями. Напомню, что и первые трактора получили любовное название стальных или железных коней.

Богатырская порода чуда коней

Лошадь трудяга стояла у истоков не только железнодорожного транспорта. Еще удивительнее, кажется, что именно лошадь помогла человеку подняться в воздух. Изобретатель первого самолета в мире Можайский А.Ф. летал на воздушном планере, подъемную силу которому сообщала тройка лошадей, буксировавшая летательный аппарат против ветра.

Не случайно и рождение своеобразной единицы мощности — лошадиной силы (75 килограммо-метров), которой по сей день измеряют мощность моторов и механизмов.

Условность этой единицы, впрочем, многократно подтверждали лучшие представители выведенной человеком породы лошадей тяжеловозов. Широкую славу завоевали наши кони Починковского конного завода, экспортирующего своих знаменитых питомцев во многие зарубежные страны.

Читайте также:  Как лечить болезни лошадей?

В 1954 году местный жеребец Жребий установил мировой рекорд, потянув тяжеленный груз весом более 16 тонн (то есть как раз ту самую тысячу пудов, о которой говорилось в популярной песне).

Другие могучие тяжеловозы Починковского завода продолжают улучшать это достижение. Так, жеребец Рассол может рвануть с места около 20 тонн, а тяжеловоз Ливень на соревнованиях провез груз весом более 22 тонн. Очевидно, и это не окончательный предел для чудо-коней удивительной и богатырской породы.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя история о лошадиной силе, самой верной спутнице прирученной человеком, и вам было интересно ее прочитать.

Может быть, и у вас есть подобная история, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет приятно прочесть. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек.

Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник: https://bytrina11.ru/mir-zhivotnyih/loshadinaya-sila-samaya-vernaya-sputnitsa-priruchennaya-chelovekom.html

Тяжеловоз – лошадь фермера — Областная газета

КФХ Николая Солнцева из поселка Голуметь Черемховского района специализируется на производстве мяса и молока, переработке растениеводческой продукции. Сегодня голуметский фермер создает мощный племрепродуктор по разведению лошадей-тяжеловозов. В следующем году он планирует стать участником областной программы по развитию мясного скотоводства.

Фермерское хозяйство Солнцева известно далеко за пределами Голумети, где считается градообразующим. Сам фермер десятки лет прожил в областном центре, а к 40 годам его потянуло на малую родину, в село. Мама нуждалась в уходе. Нуждалась в уходе и земля, вспоминает Солнцев.

Фермерствовать Николай Иннокентьевич начал с 30 голов крупного рогатого скота, наращивал обороты, увеличивал обработку земельных наделов, распахивая местные пустыри.

После развала Голуметского совхоза в наследство Солнцеву досталась пустая территория и два неисправных мехтока. Чтобы обрабатывать землю, фермер обменял свой дорогой внедорожник на рабочий комбайн.

Пять лет назад Солнцев успешно защитил инвестиционный проект по развитию зернового производства на базе собственного КФХ. За два года на сумму более 40 млн рублей были приобретены зерноуборочные комбайны, тракторы, зерносушилка, машина по очистке семян.

Из областного бюджета в виде компенсации крестьянско-фермерское хозяйство получило 19,5 млн рублей. В КФХ была построена животноводческая ферма, конный и скотные дворы, зерносклад, гаражи, пилорама. Для переработки зерна имеется мельница производительностью 4,5 тонны в сутки. Два года назад в эксплуатацию была запущена пекарня.

Сегодня у Солнцева в обработке более 10 тыс. га сельскохозяйственных угодий, не прекращается строительство производственной базы. В КФХ разводят КРС, новую породу герефордов, свиней.

А еще в хозяйстве Николая Иннокентьевича содержатся разные породы лошадей – русские рысистые, элитные американцы. Не так давно фермер стал разводить новую породу – советских тяжеловозов.

Они заметно отличаются от своих четвероногих собратьев статью, размером, весом. Упор на эту породу сделан неспроста.

Тяжеловозы – это не только стать и красота. Они более выносливы, имеют высокий иммунитет, жеребята у них рождаются более жизнеспособными. Под седло эта порода встает хорошо. Даже если простую кобылу скрестить с тяжеловозом, жеребята получатся крепкие, крупные, – перечисляет зоотехник Наталья Жупарова.

По ее словам, тяжеловоз неприхотлив и спокоен нравом. Одна такая лошадь, если правильно ее тренировать, способна перевозить грузы весом до девяти тонн – это сравнимо с массой двух «КамАЗов». И при этом один тяжеловоз стоит в четыре раза дешевле трактора и пройдет там, где не пройдет тяжелая техника.

В середине прошлого века тяжеловозы на сельских подворьях были не в диковинку. Новую породу вывели для крестьянских работ, когда на смену деревянной сохе пришел тяжелый металлический плуг. Потомство от скрещивания русских кобыл с английскими жеребцами было необычайно выносливым и покладистым, однако в 90-е годы сельское хозяйство пришло в упадок, и тяжеловозов разводить перестали.

В Голуметь элитных лошадей привозили отовсюду. Перед тем как разводить новую породу, пришлось детально изучить особенности ее содержания, корма, рассказал ветврач Борис Кручинин.

Коневодство – занятие трудоемкое и финансово затратное. К примеру, на приобретение одной кобылы затратили 300 тыс. рублей. На обустройство конефермы также пришлось изрядно потратиться. Сейчас в хозяйстве достраивается откормочная площадка, есть летние пастбища, оборудованные отгонные площадки.

В 2016 году фермер Солнцев планирует подготовить документы, чтобы войти в областную программу по развитию мясного скотоводства.

Моя цель – создать на базе КФХ мощный племрепродуктор по разведению лошадей-тяжеловозов, – рассказывает он. – Сегодня на конеферме содержится 49 племенных маток тяжеловозов и пять элитных производителей этой породы, не считая молодняка. Маточный табун сформирован, 22 жеребенка-тяжеловоза в этом году родилось. Так что планы у нас очень большие.

Кони Солнцева уже стали в Черемховском районе знаменитыми, поскольку вместе с местными наездниками приняли участие в съемках художественного фильма «Тара».

В основе картины Черемховской студии телевидения лежат реальные события, рассказывающие об истории Черемховского края.

В стремлении к исторической правде режиссеры и сценаристы искали мельчайшие подробности жизни XVIII века, изучая сибирский уклад, быт того времени, местный говор, одежду прадедов. Тяжеловозы с фермерского хозяйства удачно дополнили собой историческую картину.

Послужат они и нынешнему поколению – несмотря на засилье автотехники, лошади в деревне все еще популярны, как и 200 лет назад.

Источник: http://www.ogirk.ru/2015/08/19/58281/

Ссылка на основную публикацию