Как сделать седло для лошади?

Седло для лошади — один из самых важных элементов снаряжения для верховой езды. Это своего рода проводник между скакуном и всадником, а его правильность формы обусловливает комфорт и животному, и человеку.

Поэтому важно не просто правильно надеть седло на лошадь, но и правильно подобрать, ведь оно оказывает влияние не только на движение скакуна, но и на его здоровье.

Его величество Седло: разбираем конструкцию и строениеДамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле

Неправильно выбранный элемент снаряжения окажет животному дискомфорт, может привести к физическим повреждениям (потертости, намины) и даже травмам спины. Какие есть основные виды и из чего оно состоит давайте рассмотрим вместе.

Седло наряду с уздечкой — один из самых древних предметов конного снаряжения. Но если самые первые примитивные «сидения» представляли собой лишь небольшую накидку с ремешками, то сегодня об его правильной конструкции и форме беспокоится сама наука.

Современное «сидение» призвано заботиться об комфорте и здоровье как скакуна, так и всадника. Именно поэтому существует огромное разнообразие видов седел, которые используются в разных конных дисциплинах с учетом уровня сложности, нагрузки на спину и суставы, времени нахождения человека верхом.

Предлагаем узнать, какие существуют виды конного седла и чем они отличаются.

Название Фото Краткая характеристика
Кавалерийское (строевое)  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Кавалерийское седло относится к группе строевых и рабочих, предназначено для длительного нахождения всадника верхом на коне. Ленчик сделан из прочных материалов (сталь или дерево), что обеспечивает большую износостойкость, а также правильное распределение нагрузки на спину лошади. Оно традиционно использовались в армии, а также в длительных кавалерийских походах, поэтому оснащено дополнительными креплениями для вьюков и оружия.
Казачье  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Казачье седло также предназначено для длительного нахождения человека верхом, но его форма кардинально отличается от остальных. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такая конструкция позволяет всаднику во время езды привстать на ровных ногах без необходимости «облегчаться» на рыси. Особая форма и наличие небольшой рукояти позволяет седло применять для джигитовки.
Дамское или женское  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Дамское седло или женское было придумано и сконструировано еще в 14 веке, чтобы придать элегантности посадке женщины верхом. Его особая форма позволяет дамам располагать ноги с одной стороны лошади, при этом одна нога (чаще левая) вставляется в стремя, а другая располагается на верхней луке. После 1920-х годов, когда дамы переоделись в брюки, дамское седло ушло в некое забытье. В нынешнее время интерес к нему опять возвращается и дамское седло все чаще можно увидеть не только на конных шоу и выставках, но и на некоторых соревнованиях.
Конкурное  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Конкурное седло предназначено для конкура и имеет свои некоторые особенности: крылья выдвинуты немного вперед, что позволяет всаднику плотнее прижимать ноги, обеспечивая тем самым более устойчивую посадку во время прыжка лошади. Задняя лука делается либо круглой, либо квадратной формы, что упрощает посадку. Достаточно популярным являются спортивное снаряжение компании Кентавр (Кentaur).
Выездковое  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле При выездки посадка всадника должна быть максимально глубокой с хорошо выпрямленной ногой для большего контакта с боком лошади. Поэтому выездковое седло с укороченным сидением обеспечивает глубокую посадку, а узкие и достаточно длинные крылья поддерживают ногу в нужном положении. Кроме того, для того чтобы лошадь хорошо улавливала изменения посадки всадника и его команды корпусом, обивка уменьшена и сделаны короткие узкие полки. Как и конкурное, выездковое седло также делает компания Кентавр.
Универсальное  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Седло универсальное благодаря своей универсальной формы подходит для любого вида конного спорта и верховой езды в целом. Оно используется чаще всего конниками-любителями, а также подходит для охоты, прогулок, постижения основ выездки или тренировки.
Троеборное  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Троеборное седло по внешнему виду очень напоминает седло универсальное и также успешно может использоваться во всех видах конного спорта и верховой езды. Однако троеборное седло имеет отличие — более выдвинутое вперед крыло с подушкой, что позволяет всаднику принять полевую посадку во время кросса.
Скаковое  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Скаковое седло предназначено для скачек, когда всадник принимает особую посадку – стоя в коротких стременах. У него упрощенная форма, практически плоское сидение и очень короткое путлище. Такая конструкция позволяет максимально снизить его вес, например, стандартное скаковое весит около 400 грамм. Не стоит путать безленчиковое седло со скаковым.
Офицерское (Варшавское)  Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле Офицерское седло было придумано специально для езды на военных парадах, а также для командного состава конной полиции и армии. Его форма, а именно изгиб седла, очень удобна для лошади, не набивает спину, распределяет вес. Сегодня его также используют для конных длительных пробегов, в походах или при полевой езде. Оно оснащается множеством колечек, куда можно прикрепить необходимые вещи и оружие.
Вестерн Седло Вестерн, оно же ковбойское изначально использовалось ковбоями в Америке во время выпасания скота. Его форма позволяет максимально обеспечить комфортную и устойчивую посадку ковбоя во время резких движения и остановок лошади. Кроме того, главная особенность – наличие рожка (для лассо), а также специальная глубокая форма и высокая задняя лука обеспечивает освобождение рук всадника. Также ковбойское седло хорошо сконструировано с точки зрения комфорта лошади, его широкие луки распределяют вес всадника, поэтому его можно выбрать для длительной верховой езды.
Австралийское Австралийское седло пастушье очень похоже на Вестерн, имеет подобную форму и конструкцию. Из отличий можно отметить более выраженные полки как в строевом, что обеспечивает более удобную глубокую посадку, как на стуле. Оно также предназначено для длительной верховой езды, комфортно для лошади и человека.
Безленчиковое Безленчиковое седло имеет мягкую конструкцию и благодаря пластичной формы плотно прилегает к спине лошади. Оно более комфортно с точки зрения здоровья спины коня, поэтому подходит даже для скакунов с проблемами и травмами. Безленчиковое седло может подбираться под любую лошадь и всадника.
Для пони Седло для пони по форме и конструкции ничем не отличается от обычного универсального. Разница только в размере и в возможности его подогнать под ребенка. Такие седла для пони бывают разных видов, в зависимости от потребности, например, есть для пони Вестерн, конкурное, седло универсальное для пони или безленчиковое седло.
Вьючное Вьючное седло предназначено для перевозки на лошадях достаточно большого и объемного груза. Например, в туристических и горных походах. Его конструкция обеспечивает более плотное прилегание к телу, предусмотрены широкие подпруги и шлеи, препятствующие сползанию груза во время движения в гору или вниз. Также вьючное седло имеет много креплений для вьюка.
Испанское Испанское седло – это то же австралийское седло, только его европейский аналог. Оно также удобно, но отличается более высокими бортами. Требует некого мастерства при работе с шенкелем.

Строение седла

Современное седло имеет достаточно сложную и обусловленную конструкцию. Основа седла состоит из твердого каркаса – ленчик, форма которого определяет форму.

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом.

Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене.

Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?:

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.

Запрос вернул пустой результат. Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция:

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня.
  3. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  4. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  5. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  6. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  7. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  8. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  9. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  10. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  11. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

Источник: https://sobakada.ru/loshadi/verhovaya-ezda/sedlo-konstrukziy-i-stroenie-30090/

О дамской верховой езде

Давайте немного поговорим о дамской верховой езде. Имеется ввиду езда на специальном дамском седле, когда обе ноги наездницы расположены с левой стороны лошади.

Читайте также:  Строение копыта лошади

Конечно, сейчас такую манеру езды можно увидеть не часто. Разве что в цирке, кино, да на костюмированных конных представлениях. Хотя есть еще энтузиастки дамского седла, есть… Но их мало. Скорее всего, потому, что мало кто может себе это позволить.

В конноспортивных секциях и частных клубах обучают езде в обычных седлах. Если и есть специальные клубы, то я о них не слышала. Вот и выходит, что такую «роскошь» может позволить себе только женщина, имеющая собственную лошадь, на которой можно ездить на чем и как заблагорассудится. А это удовольствие не из дешевых.

Справедливости ради, должна заметить, что в обычном седле, когда ноги расположены по обе стороны лошади, ездить действительно удобнее. Но ведь как красиво смотрится амазонка в длинной юбке в дамском седле!

Как же можно удержаться на лошади в таком положении и не упасть? Очень просто. Не знаю, как было несколько веков назад, но современные седла приспособлены для того, чтобы всадница чувствовала себя в нем вполне уверенно.

Как видите, оно снабжено двумя специальными «крючками». Правая нога располагается на верхнем, который не дает соскользнуть женщине влево. В этом ему помогает вставленная в стремя левая нога.

Она же опирается бедром в нижний «крючок», который не дает опрокинуться на правую сторону.

А хлыст в правой руке амазонки заменяет правый шенкель (часть ноги от колена до пятки, с помощью шенкелей осуществляется управление лошадью).

То ли нравы стали не такими строгими, то ли феминизм уже тогда начал робко поднимать голову, но уже в самом конце позапрошлого – начале прошлого веков женщины сообразили, что ездить верхом в мужском седле гораздо удобнее.

Вот что писал о дамской верховой езде основатель собственной школы выездки, старший учитель верховой езды в Офицерской Кавалерийской Школе Джеймс Филлис (род. 27 декабря 1834г в Лондоне):

С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще.

Не угадал. Хотя писал то, во что искренне верил. В те времена мужчины еще считали женщин существами крайне слабыми, в чем последние их охотно поддерживали. Но, как видите, уже тогда началось…

Сейчас любая наездница вам скажет, что управлять лошадью двумя шенкелями гораздо удобнее, чем одним, и при «мужской» посадке лучше чувствуешь лошадь, а она – тебя. А контакт – вещь немаловажная, особенно в выездке.

Но насчет одного Филлис был прав. Вспомните Брюлловскую «Всадницу», посмотрите на фото в этой статье. Сколько грации в посадке женщины, скачущей в дамском седле!

В некоторой степени этот эффект достигается благодаря роскошным одеждам. Но я видела женщин в таких одеждах, сидящих по-мужски. Все равно не то.

А мы сейчас можем любоваться этой грацией и красотой в основном только в исторических фильмах. Жаль, но что поделаешь? Времена амазонок прошли.

Источник: http://mir-loshadi.ru/o-damskoj-verxovoj-ezde/

Приемы посадки в дамское седло

Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с нее, ама­зонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней по­мощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два.

Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперед, плечи перпендикулярны лошади. Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладет на его плечо.

Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком.

Помощник подает ей стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, берет их в левую руку, а в правую берет хлыст.

Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает амазонку в седло. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следую­щим образом.

Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в ле­вую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в си­денье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником (рис.45).

ТАНДЕМ

Дамское седло - конструкция, правильная посадка в дамском седле

Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введенный в цирковой репертуар Парижским Олим­пийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века.

Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряженными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой.

Тандем может быть двойным или тройным. Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса.

Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пас­сивности, действует только поводьями.

Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (ко­роткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод.

В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый иду­щим сзади помощником.

После того как лошадь начнет уверенно вы­соко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в ру­ках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее выше поднимать ноги, по необходимости усиливает дей­ствие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу.

Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в ру­ках», поэтому обучение идет под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).

Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляе­мыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы).

Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания четких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, иду­щими испанским шагом. Синхронность при пассаже требует огром­ного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра. Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обу­чать под седлом.

Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой маневренных движений всех трех лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лоша­дью и головной рездельно, а затем объединяют всех трех вместе.

Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности приме­нять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навы­ков, вызываемых поводьями.

В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты дает при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, оби­тым войлоком.

После того как лошадь при тушировании подняла пе­реднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящую­ся в воздухе ногу, ставит ее на стул и немедленно подкармливает лошадь.

После того как лошадь спокойно (по требованию дрессиров­щика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъема лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы до­стать стул поднятой ногой и выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом».

В дальнейшем стул заменяют деревянной плас­тиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощ­ник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед.

Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая ло­шадь испанской рыси.

Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его худо­жественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:

Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — зад­ними, или наоборот.

Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балан­се. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседель­ная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салю­том на середине манежа.

Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тан­дем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов.

Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, осталь­ные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих.

Читайте также:  Как избавиться от хорька в курятнике?

При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных.

Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.

Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирко­вой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в боль­шинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем).

Школьную лошадь за­прягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шар­ниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения.

Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не от­личается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запря­женная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.

Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней де­коративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М.

Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, кос­тюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, уп­ряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами».

Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом ло­шадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и вре­мени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.

Источник: https://lektsia.com/4x35e9.html

Как сидеть в седле?

Выработанная посадка – главная составляющая в искусстве верховой езды. Наездник, который правильно сидит в седле, ощущает себя единым целым с лошадью. Задавая аллюр, он не задумывается о сохранении баланса, все действия автоматизированы на уровне подсознания.

Какое положение в седле считается правильным?

Зачастую новички копируют классическую позицию в седле и неизбежно совершают ошибку. Их движения становятся напряженными и скованными. Эталона посадки в верховой езде как такового не существует, поскольку люди различаются телосложением.

Сутуловатый не сможет полностью выпрямить спину, а низкорослый будет смотреться в седле иначе, чем длинноногий. Но при любой фигуре и конституции всадника, главное, чтобы положение не утомляло его, а способствовало удобному управлению лошадью.

Всадник сидит естественно и красиво, если следует трем ключевым правилам:

  • прочно удерживает равновесие и при смене хода свободно меняет позы;
  • его мускулатура расслаблена;
  • при езде движется в такт с лошадью.

Как научиться балансировать?

Всадник воздействует на лошадь не только поводьями и ногами, но и корпусом. Поэтому важно, чтобы посадка была прочной, гибкой и непринужденной. Для достижения естественной позы новички изначально учатся балансировать на лошади, управляя своим корпусом и мускулатурой поясницы.

Что касается рук и ног, то при сохранении баланса конечности роли не играют. Это только при угрозе падения на землю всадник чем может хватается за лошадь. Более важно расположение корпуса в седле, когда центр тяжести приходится на самую глубокую точку посередине седла.

У бракованного снаряжения эта точка чаще сдвинута либо вперед, либо назад.

Учиться балансировать лучше при езде шагом, после которого можно переходить на спокойную рысь. Умение вырабатывается быстро на спокойной объезженной лошади. Для большей уверенности и безопасности лучше использовать стремена. Через несколько занятий можно постепенно переходить на езду без поддержки стоп.

Со временем всаднику не страшно будет поворачиваться в седле и даже выполнять несложный комплекс упражнений – поднять вверх руки, потянуться за ними и направить взгляд вверх, затем опустить резко руки и посмотреть вниз.

Гимнастику для выработки навыка балансировать в седле выполняют с брошенными стременами, очень плавно и с максимальной амплитудой. В комплекс упражнений входят:

  • повороты туловища вправо-влево с расставленными руками;
  • наклоны вперед-назад с удерживанием рук на пояснице;
  • наклоны к ногам по диагонали: к носку левой ноги дотянуться правой рукой, тогда, как левая в это время заложена за спину. Затем левой рукой аналогично дотягиваются до правой ноги;
    вращение голеностопом.

Основы правильной посадки

Положение всадника на лошади зависит от заданного им аллюра. Тем не менее, существуют принципы, которым подчиняется общая посадка. Для сохранения естественной позы в седле необходимо:

  • Сесть как можно глубже. Чтобы «врасти» в седло следует поочередно отвести в сторону ноги, опуская при этом как можно ниже каждое бедро. Тело получит одинаковую опору за счет плотного примыкания тазовых костей к седлу, а копчик не будет касаться его, оставаясь при этом на средней линии.
  • Слегка прогнуть поясницу вперед. Поясница – ключевой шарнир в условной системе ездока, состоящей из корпуса, шлюсса (внутренней части бедер), а так же шенкеля (внутренней части ноги от коленного сустава до щиколотки). Ее работа позволяет ездоку балансировать и двигаться в унисон с лошадью. При кособокой посадке, когда таз смещен от середины седла, трудности испытывает как наездник, так и сама лошадь. Из-за нарушения равновесия в седле тяжесть на животное распределяется неравномерно и это мешает ему правильно двигаться. Более того, травмируется спина лошади.
  • Жестко охватить коленками седло. Не допускается расставлять колени в стороны. В посадке важную роль играет шлюсс, который по своему действию напоминает клещи. Ездок, крепко обхватывающий и сжимающий лошадь шлюссом, уверенно сидит в седле.
  • Посылающие шенкеля уложить на подпругу или слегка отодвинуть назад. С помощью внутренней части голени между коленом и пяткой (т.е. шенкеля) всадник управляет лошадью. Шенкеля не скованы в движении и относительно точки опоры в виде колена свободно двигаются вперед-назад.
  • Ступни ног вдвинуть в стремя на 1/3 так, чтобы ощущалось легкое надавливание на опору.
  • Носки направить параллельно бокам лошади, подняв немного их вверх и слегка вывернув внутрь. Пятки устремить вниз.
  • При езде шагом выпрямить корпус перпендикулярно земле, но без натяжения. Не стоит выдвигать вперед грудь и задирать подбородок, как это делается в солдатском строю. Благодаря свободному раскрепощенному корпусу, ездок легче удерживает равновесие и управляет лошадью.
  • В меру развернуть и слегка откинуть назад плечи, как во время свободной походки.
  • Устремить взгляд вперед, вдоль средней линии, что между ушами коня. Вспомните, как учились кататься на двухколесном велосипеде, когда для удержания равновесия требовалось смотреть не под колесо, а только вперед.
  • Прижать локти к корпусу и быть готовым выдвинуть их вперед в любую секунду. При удерживании повода в левой руке локти прижать к бокам во время стойки и при движении заданным аллюром. Предплечье немного согнуть, но кисть прижимать к грудной клетке не следует. Опущенная вниз правая рука не должна свободно болтаться при езде. В продолжительных походах при таком положении руки устают меньше и не затекают. Нельзя давать локтям свободу и при удерживании поводьев в двух руках. Размахивать руками во время скачек, словно ворона крыльями – признак некачественной подготовки ездока.
  • Удерживать поводья навесу за передней лукой (изгибом седла спереди).

Посадка считается неправильной:

Корпус с наклоном вперед, выпуклая спина, тазовые кости к седлу прилегает неплотно. Из-за перегруза передних ног лошади всадник рискует перевернуться через ее шею. Кроме того, есть риск испортить себе осанку.

Корпус с наклоном назад, вес тела перенесен на седалищные кости, нет достаточной опоры на промежность. В такой позиции ноги невольно устремляются вперед и поднимаются. Колени отходят от крыльев седла. Нарушается баланс. Всадника будет качать при движении, и стремена станут единственной для него, но далеко не надежной, опорой.

Всадник, который сохраняет баланс и не мешает движению лошади, вскоре придет к взаимопониманию с животным. Лошадь будет сама стараться сохранить равновесие с ездоком и тонко реагировать на каждую команду.

Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-sidet-v-sedle.html

Каждая всадница в душе амазонка

«Неэстетично, негигиенично и не вызывается никакой необходимостью», – так говорил о езде представительниц прекрасного пола в «мужских» седлах князь Урусов.

Кто тогда мог предположить, что уже через несколько десятилетий дамы совершенно разучатся ездить иначе, чем «неэстетичным» способом? И мало кто сможет вспомнить, как должна выглядеть леди в седле.

А внучки тех, кто заказывал амазонки у лучшего лондонского портного, с удивлением будут разглядывать где-нибудь в музее или на картине эти странные дамские седла.

Но ведь хорошо забытое старое так привлекательно своей новизной! Сегодня ездить в дамском седле уж точно не вызывается никакой необходимостью, да вот поди ж ты – ряды поклонниц этого стиля верховой езды ширятся и растут! Ведь так хочется порой отвлечься от суеты, помечтать и вообразить себя… Ну, например, прекрасной дамой из Средневековья.

Как ездили наши прабабушки

Действительно, на самых древних образцах, известных по крайней мере с IX века, приходилось сидеть боком: такое седло было похоже на небольшое сиденье с дощечкой-подножкой, и часто дама была лишь пассажиром, а лошадь вел под уздцы слуга: активная езда в таком седле была сопряжена с определенными трудностями. Впрочем, наиболее ловких всадниц это не смущало: они все равно умудрялись сохранять полный контроль над своими конями.

Эта модель седла, изобретенная кельтами, постепенно распространилась по Европе. Она претерпевала различные усовершенствования, но прошло немало веков, прежде чем всадница смогла достаточно уверенно чувствовать себя на лошади. Только в XV веке появились седла с одной лукой для правой ноги.

Читайте также:  Как открыть куриную ферму?

Вторая лука была добавлена уже в XIX веке, после того как егерь графа Баклея сломал ногу, упав с дамского седла на прыжке. (Хоть дамские седла и предназначались для прекрасного пола, но лошадей-то дамам обычно готовили мужчины.)

Без второй, нижней луки, обеспечивающей опору левой ноге, всадница легко могла потерять равновесие. Впрочем, это изобретение у англичан оспаривал французский мастер верховой езды Жюль Шарль Пеллье. Модель дамского седла, употребляемая современными амазонками, появилась в самом начале XX века.

Даже хлысты в женских руках впервые замечены только в XVIII веке, и то вначале скорее как элемент костюма, а не полноценное средство управления.

Слово «амазонка» в качестве названия способа езды, судя по всему, ввели французы. Правда, амазонки древности если и ездили как-то по-особому, то точно не в дамских седлах: седел у них не было вовсе. Сравнивая своих современниц с воительницами прошлого, мужчины отдавали должное их храбрости и ловкости.

Действительно, на первый взгляд кажется, что ездить в дамском седле гораздо сложнее: сидишь нога за ногу, практически на одном балансе. Однако не зря дамское седло прошло столь длительную эволюцию: оно позволяет всадницам прочно держаться и чувствовать себя не менее комфортно и безопасно, чем в обычном седле.

Современные амазонки не только участвуют в охотах и конкурах, но могут даже выполнять сложнейшие школьные прыжки. Более того, езда в дамском седле на самом деле требует гораздо меньше физических усилий, чем «обычная» посадка. Правда, самой сесть в дамское седло весьма проблематично: как правило, амазонку подсаживают.

Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы – амазонка – появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы.

Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета.

Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.

Однако амазонка – это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства.

В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление.

Дамские седла на свалке истории

В нашей стране дамские седла и платья-амазонки сгорели в огне революции. На «буржуазном» Западе к наследию прошлого отнеслись с гораздо большим почтением.

В Англии езда в дамском седле, пожалуй, никогда не была так популярна, как в 20-е годы прошлого века. Прогулки, охоты… На всадниц работала целая индустрия: заводчики, берейторы, шорники.

Седла шились на заказ, с учетом индивидуальных особенностей как лошади, так и всадницы; если у дамы было три лошади, то нужно было и три седла.

Век дамских седел закончился с началом Второй Мировой войны. Обществу стало не до охот, а в послевоенные годы изменилось и отношение к женщине. Никому уже и в голову бы не пришло говорить, что женщина в «мужском» седле – это неприлично.

А всадницы увидели, что они могут не только кататься «для себя», но и всерьез, на равных соревноваться с мужчинами на аренах большого спорта. Да и обходились «мужские» седла гораздо дешевле. Дамские седла феминистки забросили на чердаки.

Постепенно исчезало и искусство изготовления седел. Ведь устройство дамского седла отличается от обычного очень сильно, нужно знать множество «мелочей». К примеру, вес на нем распределяется неравномерно, и конструкция седла это учитывает. Размеры и расположение лук должны быть точно подобраны под длину ног всадницы, иначе она не сможет правильно сидеть в седле.

Очень важна надежность специальных безопасных замков и креплений – от них зависит безопасность амазонки. А неправильное положение седла на спине лошади может нанести ей весьма серьезную травму. Дамское седло – товар штучный и индивидуальный.

Одна из старейших и известнейших лондонских фирм, Champion & Wilton, где седло можно было сшить на заказ, как платье, просуществовала до 1957 года.

Амазонки возвращаются

Однако всегда оставались хранительницы изящных традиций старины. В 1974 году Валери Фрэнсис и Дженет Макдональд создали в Великобритании Ассоциацию езды в дамском седле (Side Saddle Association). Сегодня такие ассоциации существуют в Америке, Австралии, Новой Зеландии и во многих странах Европы.

В настоящее время в британской Ассоциации езды в дамском седле около 1200 членов. Однако краткосрочный прогноз обещает стабилизацию ее численности. Причина экономическая: седла очень дороги. Новое седло стоит от двух с половиной до четырех тысяч фунтов, сумма немалая даже для небедных англичан.

Рынок дамских седел в значительной мере представлен не куплей-продажей, а арендой: пользование седлом в течение года может стоить 100-175 фунтов. Правда, высокая стоимость оправдывается качеством: при правильной эксплуатации старые седла служили по пятьдесят лет и больше.

Есть надежда, что будут разработаны новые технологии изготовления седел, которые сделают их более доступными, ведь в эту сферу приходят новые специалисты-шорники.

И все же, почему именно дамское седло? Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» – для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах.

Разве сошелся клином свет на «олимпийском» варианте выездки и конкура? Ведь для дамского седла практически нет ограничений в возрасте.

Кстати, иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле – а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены.

Например, один из лучших в мире тренеров амазонок – англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле – это очень интересно, очень красиво и стильно.

Возможности посоревноваться у современных амазонок широки и разнообразны, каждая может найти вид состязаний по душе.

Выездка и конкур различных уровней, полевые испытания, любительские соревнования, где оценивается мастерство всадницы, ее посадка и управление лошадью, и equitation-классы, где, наоборот, оценивается лошадь, ее выезженность, аллюры, гармоничность экстерьера – всего четырнадцать классов. Существуют международные правила этих соревнований.

Особо интересны конкурсы исторических костюмов. Боевое поле словно превращается в сцену, на которой появляются весьма колоритные персонажи. Вот где найдется применение знаниям любителя истории: ведь платье должно не только быть элегантным и гармонировать со снаряжением, но и как можно точнее соответствовать эпохе. Некоторые всадницы даже добавляют в костюм или снаряжение антикварные детали.

Петербургские дамы

Форпостом возрождения езды в дамском седле в нашей стране стал Санкт-Петербург. При городской федерации конного спорта действует отделение Side Saddle, или езды в боковом (дамском) седле.

А появилось оно благодаря Наталии Козловой из конноспортивного клуба «Осиновая Роща», единственной в нашей стране амазонке, прошедшей обучение в Англии, да еще и у мировой знаменитости в этой области, Роджера Филлота. С дамской посадкой Наталья, всадница с тридцатилетним стажем, познакомилась на киносъемках. Потом у клуба появилось седло.

Идея возродить в России езду в боковом седле пришла после проведения традиционного для «Осиновой Рощи» костюмированного праздника. Через своих друзей в Англии она познакомилась с Роджером Филлотом и поехала к нему учиться. Обучение было настолько успешным, что Наталье предложили попробовать свои силы в национальных соревнованиях в Англии.

В Англии Наталья познакомилась с неоднократными национальными чемпионками Клариссой Даусон и Элизабет Роджерс – они активно помогали ей в работе и даже предоставили для тренировок коня по кличке Blue Button, пятикратного победителя в Grand Prix.

В течение полуторамесячной стажировки в Англии занятия были очень интенсивными: по три тренировки в день, а кроме верховой езды – методы работы с лошадьми, правила подгонки седла и многое-многое другое. Ведь домой Наталья должна была вернуться достаточно компетентным тренером, чтобы уже самой учить других. «Большое спасибо моему клубу за то, что предоставили мне эту возможность, поверили в меня», – говорит она.

«Многие пробуют перекинуть ногу через переднюю луку в обычном седле и удивляются: как так можно сидеть? А на самом деле в дамском седле очень удобно, ведь его для этого веками совершенствовали.

Недаром же женщины выбирали именно этот способ езды! А главное, посмотрите, как это красиво! Оденьте женщину в джинсы, а потом в вечернее платье – ведь это будет уже совсем другая женщина; такая же разница между обычной и дамской посадкой».

Дебют Натальи Козловой состоялся в апреле этого года на выставке «Коневодство. Конный спорт»: она проехала в дамском седле костюмированный КЮР. Зрителям очень понравилось, а Наталья надеется, что ее инициатива найдет поддержку «в народе»: «Я была бы очень рада, если бы поклонницы этого стиля езды появились и в других городах – ведь мы могли бы соревноваться».

Какое будущее ждет этот красивый «анахронизм»? Судя по всему, есть все основания для оптимизма. Если уж свои амазонки появились даже в Японии, можно сказать с уверенностью: дамское седло вернется в нашу жизнь. И она от этого станет чуточку интереснее и красивее.

Источник: http://www.horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=307

Ссылка на основную публикацию